Оглавление
В индивидуальном строительстве зимнее бетонирование практикуется крайне редко. Процесс гидратации зимой поддерживается противоморозными добавками, обогревом опалубки, уложенной смеси. В результате, ленточный фундамент обходится значительно дороже, в большинстве случаев имеет меньшую прочность.
Недостатки зимнего бетонирования
Уже при температурах -2 градуса бетон сможет набрать не больше 63% от проектной прочности. Дальнейшее похолодание резко ухудшает качество цементного камня:
Поэтому ленточный фундамент, щиты палубки необходимо обогревать различными способами в первые трое суток минимум. Лишь в этом случае конструкция наберет необходимые 70% расчетных характеристик. Гидратация цемента со льдом, в который практически через несколько минут превращается вода зимой, невозможна в принципе.
Во всех существующих методиках зимнего бетонирования присутствуют дополнительные затраты. Поэтому технологии применяются в промышленном, жилищном, административном строительстве ввиду больших объемов, профессиональной оснащенности бригад, возможности варьирования цены квадратного метра.
Для индивидуального застройщика дополнительные расходы неприемлемы. Гораздо проще подождать до наступления следующего сезона, чтобы не рисковать прочностью несущих конструкций.
Существующие технологии
В связи с вышеизложенной информацией, ленточный фундамент залить при отрицательных температурах все же можно. Основными технологиями зимой являются:
- обогрев опалубки
- способ термоса
- прогрев уложенного бетона разными методами
- введение противоморозных добавок
Однако не все из них пригодны в мороз. Например, метод термоса применяется исключительно в межсезонье, при прогнозе многодневной оттепели (0 – +5 градусов). Технология имеет вид:
- подогрев компонентов смеси – пропаривание песка, щебня до температур +40 градусов
- скоростная доставка в теплых кузовах, укладка внутрь опалубки – только для близких объектов
- укрывание природными, искусственными утеплителями – пенопласт, солома, минвата, опилки, стружка
Для ускорения процесса гидратации используются быстротвердеющие портландные цементы, вводятся активные вещества ПАВ, химические добавки. При внезапном похолодании применяется электрообогрев.
Противоморозные добавки
Из всех существующих добавок строительными нормами допускаются к применению лишь три разновидности химикатов:
- поташ (формула К2СО3)
- натрия нитрит (формула NaNO2)
- соли хлористые (две модификации CaCl2, NaCl)
Все остальные отвердители/модификаторы регулируются специальными инструкциями конкретно для определенных условий бетонирования. Первые три добавки позволяют залить фундамент зимой только при наборе им в первые три часа 20 – 30% прочности для соответствия классам В15 – В30, соответственно. Эта прочность считается минимально возможной для дальнейшего замораживания бетона.
Область применения ограничена типом армирования, характеристиками арматуры. Например, поташ нельзя использовать для оцинкованной арматуры, зато он применяется при сильных морозах в пределах -25 градусов. Хлористые соли увеличивают минимальный защитный слой бетона до 5 см (актуально для небольших ленточных фундаментов индивидуальных застроек).
Самостоятельно изготовить противоморозные бетоны очень сложно, поскольку требуется снижение водо-цементного отношения, требуются высокопроизводительные бетономшалки, строжайшее соблюдение пропорций.
Электродный обогрев
Принцип метода заключается в пропускании сквозь бетон электротока несколькими способами. Всего существует три разновидности электродного обогрева:
- периферийный – расход энергии 80 – 120 кВт/ч на куб, электроды стержневые, ленточные, прогреваются отдельные участки (углы, пилястры, выступы)
- сквозной – технология подходит лишь в том случае, если фундамент имеет ширину в пределах 50 см, электродами служат 15 мм полосы, 6 мм струны, расходуется 80 – 120 кВт/ч для каждого куба смеси
- внутренний – электродами являются прутки арматурного каркаса, расход энергии аналогичен предыдущим
Последний вариант предпочтительнее зимой, так как обеспечивает плавный подъем температуры. На не электрифицированных объектах применяются дизель-генераторы.
Инфракрасный обогрев
Еще одним способом бесконтактного обогрева смеси, опалубки зимой является передача тепла ИК обогревателями. Лучевая энергия преобразуется в тепловую непосредственно в материалах, находящихся перед инфракрасной спиралью, лампой.
При температуре излучателя 250 градусов фундамент способен разогреться до 80 градусов тепла. Расход электроэнергии в данном случае составляет 120 – 200 кВт/ч для единицы объема конструкции.
Индукционное нагревание
Принцип действия методики заключается в создании вокруг арматурного каркаса, находящегося внутри опалубки, индукционного поля. В результате по пруткам проходит наведенный ток, они нагреваются, разогревая фундамент. Расход энергии повышается до 120 – 150 кВт/ч на куб смеси, способ бесконтактный, режимы мягкие. Недостатком является необходимость металлической опалубки, повышающей бюджет строительства зимой.
Существуют низкотемпературные ИК обогреватели, монтирующиеся в маты, которыми укутывают фундамент, опалубку специальной конструкции. Расход энергии здесь на 10% ниже.
Греющий кабель
Это самый затратный способ обогрева конструкций, так как греющий кабель неизвлекаемый, остается внутри бетона после отвердевания. Основным достоинством является равномерный прогрев, возможность согреть фундамент любой конфигурации, размеров лютой зимой.
Промышленным способом бетонирования зимой является электроразогрев смеси в специальных постах. Для индивидуальных строителей технология непригодна, так как аренда таких постов обойдется дороже всего нулевого цикла.
Общим принципом указанных методов является токопроводящее свойство бетона в присутствии в нем воды. При прохождении тока фундамент нагревается, по мере гидратации жидкость связывается, сопротивление увеличивается. Тепловая обработка зимой позволяет дополнительно повысить плотность конструкционного материала после отвердевания цементного камня. Для повышения электропроводности в смесь добавляют электролит.
Максимальное количество тепла фундамент теряет через опалубку, поэтому ее либо утепляют, либо делают металлической, чтобы так же пропустить через нее электроток. Пластинчатые электроды обычно нарезают из кровельной оцинковки, размещают на наружной поверхности опалубки. Электрическая цепь замыкается после укладки бетона с водой, электролитом. При использовании полосовых электродов ток проходит по периферии конструкции между самими полосами, а не сквозь толщу бетона. Таким образом, можно добавлять периферийный обогрев отдельных участков.
Таким образом, индивидуальному застройщику лучше отказаться от зимнего бетонирования ленточного фундамента. Кроме неоправданных затрат бюджета строительства это опасно несовпадением марки бетона, снижением эксплуатационного ресурса.